Самый мистический человек Баргузинской долины: Соодой ламы
Один из 84 махасидхов Будды Шакьямуни, великий учёный Нагарджуна (II век) написал фундаментальный труд: «Мадъямика аватара…» о пустоте и Срединном Пути. Он был учеником самого Манжушри, которого считают идамом – божеством (аспектом всей Мудрости Будды). Ваджрной супругой Манжушри является Сарасвати (богиня Янжима). Согласно жизнеописанию, во время медитации на Янжиму к Нагарджуне явилась богиня Тара (мать всех будд). Даровав ему некоторые наставления, она посоветовала отправиться в мир Нагов (Луусад по- бур.). «Они хранят очень важный текст «Мадъямика аватара…». Тебе нужно его изучить и принести это учение в мир людей.». Выйдя из затвора, Нагарждуна написал этот труд, ставший одним из самых главных текстов в буддизме.
В 1846 году в самом центре Баргузинской долины, близ села Элэсун, в семье скотовода четвёртым ребёнком из 7, в облике мальчика рождается великий Нагарджуна, которому дали имя Цэдэн. Перед самым рождением Цэдэна Соодоева возле дома вырос большой красивый, невиданный доселе цветок. В детстве Цэдэн поражал всех своими необычайными способностями. Мог пробежать сквозь стену, по воде, говорить на незнакомых языках. Пересказывать разговоры насекомых, животных и птиц. Иногда говорил волю усопших людей, причём их же голосами. Иногда предсказывал какие-нибудь события, случаи. Старший брат матери Хайдаб Зооноев был шэрээтэ ламой Баргузинского дацана. У него он многому учился. Но коренным Учителем Соодой лама считал Санжи Шинтадова (Шинтадай гэгэн по- бур. Так его называли местные.). Шинтадай славился как практик «безумной мудрости» - одной из тантрических систем буддизма. Соодой лама хорошо изучил тибетскую медицину, чтобы больше помогать людям. Хорошо знал Тантру, астрологию и языки. Досконально изучил родной край, открыл несколько аршанов (целебных источников). Лечил, проводил много ритуалов, предсказывал. Ездил в Тибет для учёбы и чтобы оттуда привезти священные тексты. Был в Тибете от 3-х до 5 лет. Он утвердил 5 основных савдаков (божества- хозяева) в Баргузинской долине, главным из которых является Баргхаан. В Тибете с помощью лам- поэтов составляет тексты-молебны на тибетском языке ко всем 5 савдакам (сан -сержимы), с учётом индивидуальных особенностей каждого. Всё это очень и очень много означает! К сожалению, до наших дней сохранился лишь один текст «Баргхаанай сан». Текст уникален, в том числе и своим «далага» - призыванием Удачи и Счастья, а также описанием состава своего уникального благовония, называемого в тексте «Баргхаанай зай».
Соодой лама часто летал на Баргхаан гору, открыл там источник и советовал землякам молиться Баргхаан баабай (отцу по- бур.), если они окажутся на войне, в дальней дороге и т.д. После Великой Отечественной войны многие наши ветераны рассказывали, что всегда молились Баргхаану и иногда были видения Белого Коня - Его скакуна.
Будучи лекарем, Соодой лама много лечил и не только травами, но и широко использовал местные аршаны и лечебную мантраяну (заговоры). Он говорил, что в Баргузинской долине можно вылечить любую болезнь, если знать и уметь использовать весь её природный потенциал. Для получения официального статуса он в возрасте 43 года едет в резиденцию хамбо ламы Гусиноозёрский дацан и поступает на факультет тибетской медицины. Получает официальное подтверждение полного монаха – гелона. За 3 года (!) оканчивает обучение, получает диплом. И его сразу назначают шэрээтэ ламой Баргузинского дацана в 1893 году. Через несколько лет, в составе бурятской делегации попадает на коронацию императора России. Вместе со всеми находясь в приёмной, Соодой лама удивил тем, что, повернувшись ко всем спиной, сидел и ждал царя не из парадной, а из боковой двери. Так и вышло. Царь был восхищён и пожаловал ему первую награду. Вторую награду он получил за помощь русскому учёному Позднееву в переводе на русский язык фундаментального труда по тибетской медицине «Чжуд ши». Третью государственную награду получил за то, что остановил эпидемию сибирской язвы. При этом обучив одного ученика из с. Баянгол этому способу из лечебной мантраяны. Четвёртую награду получил за помощь во всеобщей переписи населения.
На священной горе Болон Тyмэр установил очищенный от коры ствол дерева, на котором вкруговую написал защитные мантры из текста «Любум» (сокровищница - собрание нагов). Белизна этого ствола поражает нас до сих пор. В Аллинском ущелье долго молился, провёл затвор «ньюнэ» по Будде Сострадания Арьябаала (Авалокитешвара) и благословил камень. Со временем на нём само собой проявилась мантра «Ом мани бадме хум». В Угнасае благословил сосновые колышки, отметил ими 4 угла дугана, который будет построен в будущем. Тем самым конкретно указав это место как самое надёжное, устойчивое и благословенное. И действительно, впоследствии из Угнасая вышло столько именитых людей! Около ста лет прошло, а эти колышки не тронул тлен…
Его родное село Элэсун (ныне Курумканского района) прославилось как одно из самых многодетных сёл Советского Союза. Недалеко от родного села, близ с. Ярикто (ныне Баргузинского района) он находит особое место для практики медитации на богиню Янжиму и благословляет камень, чтобы в будущем, когда настанет упадок в рождаемости, помочь людям иметь детей. Много предсказывал, и не только глобальные события, но и индивидуальные. В частности, часто говорил молодожёнам о том, какими будут их внуки, и т.д.
В 1916 году в год и месяц Дракона он закрывается в затвор. Просит, чтобы его в течение 7 дней не беспокоили. Однако на 3 или 4 день приехавший издалека ученик ослушался и заглянул в дверь. У Соодой ламы был очень тяжёлый, пронзительный взгляд. Говорят, что никто не мог его выдержать. Заглянувший ученик был в шоке. Его взору предстал мальчик лет 9 – 10, и только лишь взгляд был по - прежнему тяжёлым и пронзительным. После 7 дней от Соодой ламы остались только одежда, волосы и ногти. И это было в день Дракона. Люди запомнили яркую вспышку света, которая вышла из его домика и беспрепятственно прошла буквально через всё. Его одежда – бурятский дэгэл, монашеская накидка, пояс и головной убор в специальном коробе по завещанию великого Соодой ламы отдали внучатому племяннику на хранение в с. Аргада (Курумканский район). Он велел ему сохранить всё это во что бы то ни стало и передавать потомкам с таким же наказом. Потому что обещал вернуться в следующем перерождении за своими вещами. Ныне уже 4 поколения потомков с благоговейным трепетом хранят эти ценные реликвии. Таким образом, Соодой лама указал путь спасения многим ламам- землякам от репрессий. Буддийские священники поняли, что если одежда Соодой ламы будет сохранена, то и у них будет больше шансов выжить. Много баргузинских лам укрылось в Аргаде, где их действительно не сдавали. Такую великую добродетель совершили в своё время аргадинцы: в тяжёлые годы дали приют своим ламам.
Головной убор богато расшит золотой ниткой различными рисунками и узорами, которые несут свой особенный сакральный смысл и указание
потомкам.
Что же хотел сказать нам Соодой лама таким интересным головным убором? Возможно, в будущем люди сумеют это понять.
На родине сразу после Его ухода в Радужном Теле воздвигли небольшую ступу (субурган по - бур.). В 80-х годах прошлого столетия над ним воздвигли субурган побольше. После 70 лет гонений на религию от богатейшего убранства Баргузинского дацана (было около ста статуй выше 40 см) каким- то чудом уцелела одна – 130- сантиметровая статуя Тары.
Многие предсказания Соодой ламы сбылись, но некоторые ещё нет. Многого мы ещё не знаем, а скорее всего просто невозможно всё узнать о нём. И не только потому, что времени много прошло, а потому, что велики и многогранны его талант, труд, мудрость и сострадание.